Елена Морозова | Проект Baby

Как адаптироваться в коллективе при возвращении из декрета ?

Я работаю в HR-сфере более 13 лет, имею опыт работы как в крупных компаниях свыше 2000 человек, так и в небольших агентствах. На моей практике было много кейсов, связанных с декретным отпуском. В этой статье я поделюсь с вами опытом и рекомендациями, которые помогут вам быстрее адаптироваться в коллективе при возвращении из декрета и уверенно себя чувствовать на собеседованиях.


До ухода в декрет:
  • Зарекомендуйте себя как квалифицированного специалиста и коллегу, готового прийти на помощь в любой момент. Работодатель всегда будет рад возвращению такого сотрудника, а коллеги вас поддержат.
  • Заранее (насколько это возможно) предупредите о своем положении и уходе в декрет, желательно за 2 месяца. Для кого-то это может показаться странным, но я знаю случаи, когда сотрудница предупреждала об уходе руководителя за 2 недели, а он так и не заметил ее положения. Лучше не делать таких сюрпризов. Позиции бывают разные, и иногда поиск нового сотрудника на ваше место может занять длительное время. И не забывайте, что вам нужно еще успеть передать дела. Тут многое будет зависеть от вашего самочувствия, потому что все по-разному переносят беременность. Также это поможет вам избежать неловких вопросов от руководителя о том, почему вы так часто отпрашиваетесь к врачу.
  • Не злоупотребляйте своим положением. Все понимают, что беременным нужно отлучаться для похода к врачам, что не все хорошо переносят беременность. Но некоторые женщины пользуются этим, чтобы чаще отпрашиваться и брать больничные, а потом и вовсе перестают выполнять свой функционал. И, таким образом, ваши задачи будут переходить от коллеги к коллеге, а руководитель будет постоянно нервничать.
  • Полноценно передайте дела перед уходом новому сотруднику. В идеале подготовьте файл, где можно будет найти всю необходимую информацию, контакты, адреса. Этим вы прежде всего позаботитесь о себе. 
  • Поделитесь своими контактами с коллегой и скажите, что к вам можно обращаться за помощью, если это необходимо. Но обязательно обозначьте границы, сообщите в какое время вам могут писать или звонить. Это  будет оценено.


Во время декрета:

  • Поддерживайте контакты с коллегами, узнавайте последние новости, так вас точно не забудут. И даже иногда будут предлагать небольшие проекты, пока вы в декретном отпуске.
  • Читайте рассылки компании и попросите, чтобы вам оставили доступ к вашему аккаунту. Если такой возможности нет, вы сможете следить за новостями на сайте компании и в социальных группах.
  • Занимайтесь самообразованием и интересуйтесь профессиональной сферой по мере возможностей. Сейчас ценятся те, кто придерживается позиции lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни), это просто в век информационных технологий и доступности информации. Этим можно заняться хотя бы ближе к выходу из декрета.
  • Берите проекты в своей компании или в других.  Вы даже можете выйти на неполную ставку, если у вас будет возможность, а в компании будет такая потребность. Так вы точно останетесь в процессе и не потеряете профессиональные навыки. Мы в компании часто пользуемся такой возможностью, а наши сотрудники с удовольствием подключаются к проектам.


Подготовка к выходу из декрета:

  • Сообщите своему работодателю о том, что вы планируете выходить (особенно, если вы планируете выходить раньше). Конечно, в компании отслеживают окончание декретного отпуска, но, если вы предупредите руководителя заранее, например, за 2-3 месяца, это определенно пойдет для обеих сторон на пользу. Во-первых, на вашей позиции работает временный сотрудник, и нужно будет понять, что с ним делать дальше. Во-вторых, вы сможете заранее обговорить все условия. И в компании, и у вас многое поменяется за 3 года, поэтому заранее обсудите график, функционал, дату выхода.
  • Расскажите, какие условия работы для вас сейчас оптимальны. Не бойтесь говорить о своих пожеланиях, обе стороны заинтересованы в том, чтобы работать было комфортно.


Первые дни выхода из декрета:

  • Поговорите с HR-специалистом в компании, он вам расскажет, что изменилось в компании, познакомит вас с новыми правилами и с новыми ключевыми сотрудниками.
  • Запланируйте встречу с руководителем, обговорите все детали и нюансы работы. Помните, что для вас – это почти как выход на новую работу: никто не будет вам устанавливать испытательный срок, но первые 3 месяца у вас будет процесс адаптации, и вам важно понимать, что от вас ожидают. Поэтому обговорите график и загрузку, так как в самом начале вам понадобится больше времени, чем обычно. Возможно, вам покажется, что компания и работа та же, но вы уже не та. В первое время есть вероятность, что вы что-то будете не успевать, уставать, появится неуверенность, но всегда помните, что это нормально.
  • Составьте план задач совместно с руководителем. Так вы поймете, насколько для вас комфортен новый уклад в компании, как быстро вы адаптируетесь и справитесь с задачами.